Ответ эксперта
15 июня 2009
Специализированной организации по защите прав предпринимателей от злоупотреблений со стороны потребителей не существует.
Из описанной ситуации следует, что Вы сами не выполнили требования Закона «О защите прав потребителей» и пренебрегли возможностью избежать неблагоприятных для Вас последствий. Так, учитывая тот факт, что между продавцом и покупателем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, Вы обязаны были принять товар ненадлежащего качества у покупателя и провести экспертизу за свой счет (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). В этом случае именно за продавцом остается выбор экспертной организации, постановка вопросов перед экспертом, а также имеется возможность взыскать стоимость экспертизы и сопряженных с ее проведением расходов с покупателя, если выяснится, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает.
В Вашем случае есть результат экспертизы, проведенной по инициативе покупателя, поскольку последний получил от Вас отказ в добровольном удовлетворении его требований. Из заключения следует, что обувь имеет производственные дефекты и не соответствует требованиям ГОСТа. Таким образом, предположение о неправильной эксплуатации обуви покупателем не подтвердилось.
На основании имеющегося заключения экспертизы Вы можете предъявить претензии поставщику некачественной обуви в рамках существующих между вами договорных отношений, либо попробовать передать товар на повторную экспертизу, доказывать, что обувь соответствует предъявляемым требованиям по качеству и защищать свои права в суде самостоятельно или через представителя.
В любом случае следует помнить, что в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, предприниматель сам в состоянии осуществить все возможные действия для защиты своих прав, начиная от более тщательного выбора поставщика продукции, заканчивая соблюдением требований законодательства в отношениях с потребителем, чтобы предупредить возможность злоупотреблений со стороны последнего.